К 122-летию создания в Малоярославце железной дороги
1 августа в этом году сотрудники железных дорог России отмечают свой профессиональный праздник – День железнодорожника. В этот же день исполняется 122 года со дня открытия в Малоярославце паровозного депо и начала функционирования железной дороги «Москва- Киев- Воронеж», соединяющей Брянск с Москвой и пролегающей через Калугу и, соответственно, через Малоярославец. Историю возникновения и осуществления этого проекта уже не раз описывали журналисты и краеведы Калужской области. Напомним: городской староста Д.В. Емельянов и директор Городского общественного банка Т.В. Чериков, уполномоченные администрацией города, обратились к правительству России с просьбой о проведении новой линии железной дороги из Калуги на Москву через Малоярославец, обосновав своё ходатайство потребностью города в торгово-промышленном развитии. «Этот город — говорилось в нём — достопамятен всей России по войне 1812 года и имеет стратегическое значение, памятники войны 1812 года, здоровый воздух, прекрасного качества воду, множество лесов, дешевизну дров и множество плодовых садов, и весьма красивое местоположение, что составляет удобство для дачных жителей, для фабрик и для расположения войсковых частей. Всё сказанное доказывает, что, если железная дорога из Калуги на Москву пройдёт через Малоярославец, будет устроен вокзал для станции той дороги, …город должен… прийти в самое цветущее состояние». К просьбе присоединились и уездный предводитель дворянства А.И. Храповицкий, и Малоярославецкая уездная управа; поддержало её и Калужское губернское правление. Ходатайство было одобрено Правительством России и самим императором. Работы по строительству полотна железной дороги в Малоярославецком уезде, станции и депо в городе начались в июне 1895 года, а 1 августа 1899 года состоялось её торжественное открытие.
В истории депо нашего города немало славных страниц. В начале прошлого века (1905-1906 гг), например, его работники участвовали в забастовках, протестуя против притеснений царскими властями, во время Великой Отечественной войны активно боролись с немецко-фашистскими захватчиками. Общеизвестно, что житель нашего города Герой Советского Союза Василий Петров, отдавший свою жизнь за Родину в первый день войны, был потомственным рабочим Малоярославецкого депо. Бесстрашно сражался с фашистами и член действовавшего на территории Малоярославецкого района партизанского отряда А. Козловский, в своё время работавший мастером городского депо. Хотя фашистские оккупанты за приближение к железной дороге расстреливали без предупреждения, он, проникнув в оккупированный город, смог пробраться на территорию депо, уточнить расписание движения вражеских эшелонов через Малоярославец, и при его непосредственном участии было успешно проведено несколько операций по их уничтожению. В здании предприятия по ремонту железных дорог, в котором раньше находилось Малоярославецкое депо, бережно хранят память о его работниках-участниках Великой Отечественной войны: здесь расположен стенд с их фотографиями, рядом – мемориальная доска, на которой перечислены имена воинов-работников депо, погибших на её фронтах.
В мирное время история любого предприятия складывается из достойного труда членов его коллектива. Но хотелось бы подчеркнуть, что железнодорожники нашего города прославили себя не только трудовыми успехами, но и активной заботой о горожанах. Малоярославчане любят вспоминать, о том, как хорошо лечили в своё время в ведомственной, «железнодорожной», как её называли, поликлинике, как хорошо кормили в «железнодорожной» столовой, как нравилось детям ходить в детский сад железнодорожников «Алёнушка», как хорошо отдыхалось школьникам в летнем лагере железнодорожников «Магисталь». (В настоящее время этот лагерь – единственное сохранившееся в городе учреждение, над которым шефствует железнодорожное предприятие, занимающееся ремонтом путей).
Депо, открытого в Малоярославце более века назад, уже не существует; многие железнодорожники-малоярославчане сейчас трудятся на ряде федеральных, региональных и частных предприятий, обслуживающих, например, Московскую железную дорогу (в радиусе 400 км от Москвы), обеспечивающих ремонт и другие виды подготовки путей, грузоперевозки, движение как поездов дальнего следования, так и пригородных электоропоездов. Расположены они как в самом Малоярославце, так и в находящихся неподалеку городах — Москве, Бекасово, Апрелевке.
Трудовые достижения сотрудников этих предприятий высоко оцениваются: на праздниках, посвящённых Дню железнодорожника, администрация и профсоюзная организация ежегодно поздравляют практически каждого их них; многих за трудовые достижения представляют к наградам, в том числе и таким престижным, как грамоты от Губернатора и Министерства экономического развития области, от дирекции и администрации предприятий. И это не удивительно: комфортность и безопасность при переездах, обеспечиваемые работниками наших железных дорог, такие замечательные качества, как ответственность, пунктуальность, вежливость красноречиво свидетельствуют об их высоком профессиональном уровне.
Хочется с благодарностью отметить и труд медиков — сотрудников кабинетов ПРМО — предрейсовых медицинских осмотров. Эти кабинеты сейчас существуют во многих населённых пунктах, расположенных вдоль железных дорог. Они открыты круглосуточно; работающие в них медсёстры следят за здоровьем машинистов и их помощников, оказывают при необходимости медицинскую помощь как сотрудникам поездов, так и пассажирам.
Дорогие работники Российских железных дорог, поздравляем вас с вашим профессиональным праздником — Днём железнодорожника! Дорогие малоярославчане, когда-то работавшие в Малоярославецком локомотивном депо, поздравляем вас со 122-летием со дня его основания! Многолетняя история этого предприятия вызывает у нас, горожан, уважение и благодарность за всё то лучшее, что сделали для города его работники и в мирное время, и в сложные исторические периоды. Здоровья вам, благополучия и долголетия!
Автор: Галина КОРНЕЙЧУК, научный сотрудник ММВЦ им. И.А. Солдатенкова