Выставка «Святой равноапостольный князь Владимир и крещение Руси» - ММВЦ им. И.А.Солдатенкова
Меню

ММВЦ им. И.А.СолдатенковаМузейно-выставочный центр г. Малоярославец

+7 (48431) 3-10-58
+7 (48431) 5-38-67
Калужская область, г. Малоярославец
ул. Российских Газовиков, 13

Выставка «Святой равноапостольный князь Владимир и крещение Руси»

Князь Владимир родился около 962 года от киевского князя Святослава Игоревича и рабыни Малуши Малковны. Его мать за какое-то прегрешение была сослана княгиней Ольгой, бабушкой князя Владимира, в деревню, где он и родился. Мать осталась в деревне, а Владимира привезли в Киев , где его воспитанием занималась бабушка и дядя по матери Добрыня.

По летописи воскняжился в Киеве в 980 году. Был убежденным язычником. Воздвиг в Киеве капище, в котором поставил изваяния Перуну, Даждьбогу и другим идолам. В капище совершались и человеческие жертвоприношения. Был сластолюбив, имел много наложниц.

Но к этому времени на Руси и в Киеве жили и христиане, и даже по просьбе кн. Ольги приглашались православные священники, но небыли приняты на Руси. Несмотря на буйный нрав еще до крещения проявлял заботу об укреплении государства, знакомился с государственным устроением других народов. Русь под его правлением превращается в единое государство, игравшее все большую роль в европейской и мировой политике. Это требовало изменений и в сфере идеологии.

В это время в Киеве произошло событие, которое привлекло внимание кн. Владимира. В 983 году, после удачного похода, хотел принести жертву идолам. Жребий пал на Иоанна, сына варяга Федора.

Язычники пришли к дому варягов- христиан и потребовали от отца отдать сына в жертву их богам. Отец сына не выдал, и тогда киевляне убили и сына и отца и сожгли их дом. Но перед смертью отец обратился к нападавшим и сказал, что они не знают истинного Бога, а служат деревяшкам

Узнав, князь Владимир задумался над этим, да еще и память о рассказах бабушки Ольги в детстве , заставили его размышлять о смысле веры. Тогда в Киеве были люди разной веры, и князь иногда с ними беседовал.
В беседе с мусульманами он узнал, что пить вино грех, а многоженство разрешено. « Без вина нет веселья на Руси – ответил князь, — а если многоженство разрешено, так нам и веру менять не нужно, у нас это тоже есть»

Иудеям он ответил, что те даже не имеют своего государства, значит бог их не так силен.

Латинянам –«.. наши предки вас не приняли, ну так и нам вас не надо».

Встреча с «греческим философом» смогла его убедить и заинтересоваться православной верой. К тому же священник показал ему икону Страшного Суда и рассказал об аде для грешников, что очень повлияло на душу князя. По преданию, он выбрал несколько знатных людей и послал их в разные государства, что бы познакомиться с верой , с устройством государственным, с состоянием торговли, армии, быта.

Вернувшись, послы с восторгом рассказывали о том, что они увидели в Византии, на православном богослужении.

Согласно летописи на совете бояр в 987 было принято решение креститься « по закону греческому».

Решив принять православную веру, князь обратился к византийскому императору Василию и тот не только дал согласие на предоставление священства для крещения князя и его народа,, но и для скрепления союза двух государств обещал выдать замуж за князя свою сестру Анну..

Но обещания своего не сдержал и тогда князь Владимир в 988г захватил Корсунь ( ныне г. Херсон, на Крымском полуострове) обещая если не будет прислана Анна пойти на Константинополь. Испугавшись, император прислал свою сестру, но Владимир все откладывал свое крещение. И внезапно ослеп! По молитвам христиан и Анны принял крещение с именем Василий и обрел зрение. Это еще более укрепило его в вере.

После крещения князь Василий преобразился. Из сластолюбивого, гордого, даже подчас жестокого человека, стал мирным, добрым, целомудренным Он впервые в мире отменил смертную казнь. Но потом под влиянием священства и бояр все-таки ее снова ввел. Приказал из своей казны раздавать бедным и больным пищу. Вернувшись в Киев, прежде всего, сверг языческих идолов.

Но продолжал оставаться победоносным полководцем, просветителем, мудрым строителем Русского государства.

Стал возводить новые города и Божии храмы.. Часто храмы строили на месте капищ, как на крови мучеников.( Например Десятинный храм в Киеве на месте кончины варягов- мучеников).

В 989 в Киеве крестился и народ. Будучи мудрым руководителем, он подготавливал народ к крещению частыми беседами о вере, рассылкой послов в христианские земли. Поэтому крещение народа в Киеве прошло мирно, тогда как в других землях оно сопровождалось восстаниями и подавлялось силой.

Правил Русью 37 лет , из них 28 лет , как христианин.

Церковное и народное почитание как святого было сразу, но в святцах упоминается с XIII века. Христианское почитание как равноапостольного князя установлено его внуком св. Александром Невским после Невской победы, которую по преданию помог выиграть князю святой кн. Владимир.