Выставка «Пространство творчества». Предоставлена Государственным Бородинским военно-историческим музеем - ММВЦ им. И.А.Солдатенкова
Меню

ММВЦ им. И.А.СолдатенковаМузейно-выставочный центр г. Малоярославец

+7 (48431) 3-10-58
+7 (48431) 5-38-67
Калужская область, г. Малоярославец
ул. Российских Газовиков, 13

Выставка «Пространство творчества». Предоставлена Государственным Бородинским военно-историческим музеем

С 15 сентября по 30 октября 2020 г.

На выставке представлены работы художников-графиков советского и постсоветского периода из собрания Историко-краеведческого музея – филиала Бородинского военно-исторического музея-заповедника. Экспозиционными средствами выставка рассказывает об отличии графики от живописи, о своеобразном преимуществе графических картин перед живописными, о различных жанрах графического направления изобразительного искусства.

Графика – это древнейший вид изобразительного искусства, позволяющий художнику наиболее чётко точно  передать эмоциональную окраску изображаемой натуры. Художественно-выразительные достоинства графики заключаются в её лаконизме, ёмкости образов, концентрации и строгом отборе графических средств. В графических картинах присутствует некоторая недосказанность, часто условное обозначение предмета, как бы намёк на него, составляют особую ценность графического изображения, они рассчитаны на активную работу воображения зрителя.

На выставке зритель увидит наброски из серий подготовительных работ  для живописного произведения, акварельные пейзажные лёгкие и сочные зарисовки, эмоционально наполненные монохромные портреты и многое другое. Пространство творчества не имеет границ, поэтому работы, представленные здесь, это и зарисовки, созданные в художественных студиях, «на этюдах», и случайные наброски под мимолётным впечатлением, и драматичные графические картины послевоенного периода.

В графическом направлении с давних времён весьма распространён портретный жанр. Несмотря на скупой, по сравнению с живописью, язык передачи, графика акцентирует внимание именно на внутреннем содержании, эмоциях изображаемого человека. Зритель, не отвлекаясь на яркие краски внешней оболочки, воспринимает душевную глубину переживаемых моделью чувств. Портретный жанр сформировался в искусстве одним из первых. Человек хотел увековечить себя в истории, причём стремился отобразить не только внешний облик, но и внутренний мир, раскрыть своё духовное «я». Портретный графический рисунок даёт возможность быстрыми в исполнении средствами передать индивидуальность человека.

Значительная доля пейзажей, представленных на выставке, исполнена акварелью, но есть и классически-монохромные, которые «не играют красками», но удивляют тонкостью чувств и побуждают к воображению. Акварель появилась в России в конце XVIII в. Она довольно скоро завоевала большую популярность и даже стала одной из любимых техник русских художников. Характерные качества акварельной техники – это прозрачность, необычная чистота и интенсивность цвета. Создание же монохромных картин – это, как правило, способ сосредоточить внимание зрителя на конкретном предмете, концепции или технике. Без различных сложностей работы в цвете у мастера появляется возможность поэкспериментировать с изображаемыми формами, текстурой и философским смыслом картины.

Отдельное место на выставке выделено графическим этюдам – наброскам, сделанным с целью изучения натуры. В этой области значение графики трудно переоценить. Быстрые и точные наброски, поиск правильной композиции и многое другое, без чего невозможно создание полнозвучного художественного произведения.

Бытовой жанр, большей частью, представлен работами, отражающими послевоенный период. Чёрно-белая техника подчёркивает драматизм военных разрушений и героизм народа, поднимающего страну из руин.