Венский вальс Елизаветы
К нам в редакцию обратились жители Малоярославца с просьбой разобраться в истории с перемещением коллекции картин художницы Елизаветы Чернявской из городской картинной галереи в Музейно-выставочный центр имени Солдатенкова.
Суть истории такова. Несколько месяцев назад руководство города в целях оптимизации решило перенести коллекцию картин, подаренных Малоярославцу Елизаветой Чернявской, из картинной галереи её имени в местный музейно-выставочный центр. Сокращались расходы бюджета, освобождалось здание в самом сердце города, да и центр получал солидную прибавку к своим фондам.
Недовольные этим решением представители культурной общественности стали протестовать. Провели немногочисленный пикет, написали почти два десятка негодующих писем во все инстанции, вплоть до президента России. Посыл этих писем один – растоптали имя человека, подарившего городу коллекцию картин. Действительно, как же так, человек подарил Малоярославцу десятки полотен, была открыта галерея, которая ещё при жизни художницы стала называться её именем, а теперь – просто взяли и «выбросили картины в подвал помещения на окраину, в спальный район» (как нам объяснили по телефону инициаторы протеста)? Мы решили увидеть всё своими глазами и отправились в Малоярославец.
Верь глазам своим
Здание теперь уже бывшей картинной галереи мы нашли сразу – оно расположено в центре, на площади напротив административных зданий. Вывеску и козырек с фасада галереи уже сняли, двери закрыты, но внутри, судя по всему, идет ремонт. Поинтересовались у прохожих, как пройти к «Центру Солдатенкова». Оказалось, что все опрошенные жители города (а мы специально спрашивали у многих) знали, где находится центр, и с охотой показывали, как к нему пройти. Удивительно, но даже рабочий местного автосервиса вышел и показал испачканной маслом рукой, где находится этот центр.
Дорога неспешным шагом заняла от силы двадцать минут. «Спальный район» оказался известным многим и за пределами Малоярославца микрорайоном Маклино. Оживленным и совсем не «спальным». В прохладном холле двухэтажного здания центра первым делом бросился в глаза штендер с фотографией Елизаветы Чернявской и объявлением о выставке ее работ. Стоит отметить, что мы приехали в Малоярославец, не предупреждая об этом никого. Поэтому говорить о том, что здесь специально подготовились к нашему приезду, безосновательно.
Заместитель директора центра Валентина Королькова показала постоянную экспозицию Елизаветы Чернявской и хранилище картин. Все как положено: сигнализация, темная комната, картины рядком стоят в отсеках, температурный режим поддерживается.
Более того, как пояснила Валентина Николаевна, в скором будущем у центра появится ещё одна выставочная площадка в этом же здании.
— Глава администрации города Руслан Саидов выделил центру помещение, там сейчас будет сделан ремонт, и после этого мы создадим постоянную экспозицию Владимира и Афанасия Куликовых, — пояснила Валентина Королькова.
Для того чтобы отдать помещение центру, руководство города «выселило» оттуда несколько коммерческих фирм.
Странно, в письме на имя губернатора области негодующие жители писали, мягко говоря, несколько не так. Да и услышанное нами по телефону от активистов возвращения галереи на прежнее место не соответствовало увиденному нами. Никакого «осквернения памяти Чернявской», нарушения цельности коллекции и т.д. мы не обнаружили. Сотрудники музея с уважением относятся к коллекции художницы. Не выдержало проверки заявление о том, что центр «на окраине», туда никто не ходит. По словам заместителя директора центра, к ним за год приходит около 13 тысяч посетителей, более того, центр имени Солдатенкова несколько лет назад был признан лучшим музеем Калужской области. А то, что добраться до него от центра Малоярославца не представляет никаких проблем, нам стало понятно раньше.
Негодование и факты
Любопытно, что ряд художников, подписавших многочисленные гневные письма, совершенно спокойно выставили свои картины на продажу в магазине при центре. «Да они и краски к нам приходят покупать», — добавили продавцы.
После всего увиденного и услышанного, естественно, возникает вопрос: зачем? Зачем поднимать шум? Единственное, что осталось не выясненным, – судьба здания галереи. Главе администрации города Руслану Саидову задаем вопрос, что называется, в лоб: «Говорят, здание галереи приобрел ваш родственник и собирается там открыть чуть ли не винный магазин. Это действительно так?»
— Это неправда. Морозов Михаил Федорович действительно сейчас является арендатором этого здания. Он мне не родственник. Это публичный человек, его знает, могу сказать, почти вся Россия. Был проведен открытый аукцион – он выиграл. Формат использования здания остался прежним – сувенирная лавка, выставки и все остальное, что связано с искусством и живописью в частности. Более того, всем художникам, которые сегодня пишут письма, я в своё время сказал, что они могут участвовать в открытом аукционе и платить небольшую аренду, чтобы выставляться в здании галереи. Но они не пошли на это, — ответил Руслан САИДОВ.
Как он пояснил, посетителей картинной галереи было крайне мало. Необходима была оптимизация логистики экскурсий. Со стороны Москвы расположен Музей 1812 года, а со стороны Калуги – Музейно-выставочный центр имени Солдатенкова. В центре есть своя картинная галерея и свой краеведческий музей. Поэтому решено было перевести галерею Чернявской и городской музей краеведения в центр, под одну крышу. Кстати, при переезде краеведческого музея никаких проблем не возникло.
Во всей этой, в общем-то, понятной истории удивляет позиция, которую заняло региональное министерство культуры и туризма. Когда активисты сохранения галереи предложили сделать ее филиалом Калужского художественного музея, министерство ответило сухо: галерея в ведении местных властей, поэтому решайте вопрос с муниципалитетом. Стоит заметить, что Малоярославец находится не на острове Сахалин, а на территории Калужской области. В конечном итоге за все, что происходит в области культуры и искусства региона, ответственность лежит на министерстве. Неважно, идет речь о проекте областного масштаба или о сельской выставке. Вместо изящного вальсирования официальными письмами, как мне кажется, гораздо эффективнее было бы собрать 150 подписавших письмо губернатору разгневанных людей и поговорить с ними. Объяснить, что на самом деле происходит. Просто взять и поговорить. Из досье Вена – Гулаг — МалоярославецЕлизавета Александровна Чернявская (1904 — 2005 гг.) родилась в Фергане. В 21 год Елизавета поступила в студию Павла Корина при Московском музее изобразительных искусств. После двух лет учебы молодая талантливая художница уезжает в Австрию. В Вене она поступает в знаменитую Академию художеств, окончив которую в 1943 году, получает звание академического художника.Увы, венский вальс для неё играл недолго. В апреле 1945 года Вену взяли советские войска и Чернявскую арестовали. Далее была печально знаменитая статья 58-1 «а» УК РСФСР и десять лет лишения свободы с конфискацией имущества и денег. Сталинские лагеря сменились почти трехлетней ссылкой. Освободилась Чернявская в 1956 году. Через три года она уезжает в столицу. Однако жить в Москве ей не разрешили, и она перебирается за 101-й километр. Выбирает Малоярославец, где живет и пишет картины вплоть до смерти.В 1968 году Елизавета Александровна была принята в члены Союза художников СССР, участвовала в областных, зональных выставках. Её картины хранятся во многих музеях страны: Калужском, Красноярском, Липецком, в Ульяновской картинной галерее.В 1995 году она стала Почетным гражданином Малоярославца. В 1996 году ей было присвоено звание «Заслуженный художник России». В 1985 году Чернявская подарила свои картины городу Малоярославцу. На основе этих произведений 30 июля 1992 года была открыта городская картинная галерея, с 2002 года носящая имя Елизаветы Александровны Чернявской.
Владимир АНДРЕЕВ
Источник: http://www.vest-news.ru/article/115915