ВАСИЛИЙ ДМИТРИЕВИЧ ПОЛЕНОВ «ИЗ ЖИЗНИ ХРИСТА» - ММВЦ им. И.А.Солдатенкова
Меню

ММВЦ им. И.А.СолдатенковаМузейно-выставочный центр г. Малоярославец

+7 (48431) 3-10-58
+7 (48431) 5-38-67
Калужская область, г. Малоярославец
ул. Российских Газовиков, 13

ВАСИЛИЙ ДМИТРИЕВИЧ ПОЛЕНОВ «ИЗ ЖИЗНИ ХРИСТА»

По благословению митрополита Калужского и Боровского Климента
в рамках XVI Епархиальных Богородично-Рождественских образовательных чтений «Православие, культура и образование. XXI век»,
посвященных 1025-летию Крещения Руси,
700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского
и 400-летию Дома Романовых.


 «Жизнь Христа», огромный цикл, 72 картины — и многие из них довольно крупные, — Поленов писал с 60-х годов прошлого столетия и почти до своих последних лет… Чтобы полностью посвятить себя этой работе, в 1894 году Василий Дмитриевич был вынужден покинуть Московское училище живописи, ваяния и зодчества, в котором преподавал с 1882 года и воспитал таких учеников, как И.Левитан, К.Коровин, А.Архипов, А.Головин, С.Иванов, С.Малютин, Л.Пастернак и др.

Полный цикл полотен-подлинников, подписанных изречениями из Евангелия, сейчас в России никому не известен. Он выставлялся давным-давно, ещё до революции: в 1909 и 1915 годах — в Петербурге, Москве и Твери. И вместе с Передвижной выставкой — в Орле, Харькове, Киеве, Екатеринославле и Казани.

А также о том, как Л.Н.Толстой, которому Поленов послал альбом выставленных картин, изданный ещё в 1909 году с черно-белыми репродукциями, прислал художнику благодарное письмо:

Нельзя в лучшей форме передать детям историю Христа, как по Вашим картинам»

К сожалению, когда спустя 3 года в Праге вслед за выставкой был издан превосходный альбом полного цикла «Жизни Христа» в цвете. Льва Николаевича уже не было на свете…

Интерес к библейской теме у Василия Дмитриевича зародился ещё в юности. В семье Поленовых крепко жили традиции двух великанов русского искусства — Брюллова с его прославленным «Последним днём Помпеи» и Александра Иванова, творца «Явления Христа народу», которое стало путеводным идеалом молодого Поленова. Но из-за ранней смерти Иванов не успел осуществить своего грандиозного замысла — написать целый цикл картин, изображающий всю земную жизнь Христа. Через многие годы эту идею воплотил В.Д. Поленов… В 1871 году он закончил юридический факультет Петербургского университета и — одновременно — Академию Художеств, получив Большую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира».

В 1881— 82 годах Поленов объехал Египет. Палестину, Сирию и Грецию. Сделал массу талантливых зарисовок палестинских пейзажей, портретных набросков и ландшафтных этюдов. Художника прежде всего интересовала обстановка земной жизни Христа, и он был убеждён, что на Востоке не только природа, но и «постройки и одежды простого люда были близки к теперешним», почти ничем не изменились со времён Иисуса Назарянина.

Зиму 83-84 годов Василий Дмитриевич с молодой женой Натальей Васильевной провели в Риме в работе над материалом к картине «Христос и грешница». Поленов писал этюды с итальянских натурщиков и вырабатывал эскизы, а жена читала вслух выпущенную в 1863 году книгу «Жизнь Иисуса» Эрнеста Ренана, французского историка и мыслителя. Работа обоих очень увлекла.

«Христос и грешница», предтеча будущей серии «Жизни Христа», была завершена в 1886-87 годах в Москве и выставлена на передвижной выставке в Петербурге. и Александр III. как ни странно, разрешил обнародовать полотно. Реакционная пресса обрушилась на художника, обвиняя его в оскорблении религиозного чувства, а вот отзыв Е.М.Татевосяна:

«Это было событие, это был настоящий праздник, особенно для нас, его учеников.»

А другие картины, чудом уцелевшие в России, разбросаны по запасникам и частным владениям. В 1899 году Поленов вторично отправляется в Египет. Сирию и Грецию. Позднее были и ещё поездки — и всякий раз художник провозил сотни этюдов и рисунков. В Палестине каждый камень был связан с легендой о Христе. И Поленов с любовью вспоминал об уцелевшей колонне, которая, по его словам, «видела Христа». Восторгаясь природой и красками Палестины.

Но Поленов искал образ Христа, близкий его мироощущению, его душе. И решительно отошёл от традиционных трактовок. Художник представил Иисуса Назарянина таким, каким видели Его современники — мужественным, загорелым, погруженным в раздумья Странником. «Христос, — писал Василий Дмитриевич, — есть настоящий живой человек, или сын человеческий, как Он постоянно Себя называл, а по величию духа Сын Божий, как Его называли другие, поэтому дело в том, чтобы в искусстве дать этот живой образ, каким Он был в действительности». Был плотником, другом рыбаков, проповедником, жил среди людей людской жизнью — радовался, скорбел, негодовал, падал духом и в конце взошёл на Голгофу, ни на пядь не отступив от своих убеждений.

Года три назад одна московская православная газета в большой статье, посвященной Поленовской серии «Жизнь Христа», признала замечательным тот факт, что художник выбрал из Евангелия преимущественно бытовые сюжеты. Потому что, по мнению автора статьи Бориса Спорова, Божественные начала Иисуса Христа не для мирского художника, этим занимаются иконописцы. Но заслуга Поленова в том, что он так называемую бытовую жизнь Христа возвеличил до Божественной.

Что же потом стало с картинами Поленова? Как они очутились и были проданы с молотка в Америке? Об этом достаточно подробно можно узнать из писем Игоря Грабаря, члена Комитета Выставки русского искусства в Америке, устроенной Наркомпросом по инициативе А.В.Луначарского в Нью-Йорке с 8 марта по 20 апреля 1924 года.

Это было полукоммерческое в своей основе предприятие, имевшее, с одной стороны, задачу организации продажи картин, а с другой — пропаганду русского и советского искусства за границей. Возглавлял Комитет Выставки художник С.А. Виноградов.

Восьмидесятилетний Василий Дмитриевич и его семья бедствовали и голодали, обладая такими сокровищами, как уникальные коллекции западноевропейской и отечественной живописи, бесценные произведения народного творчества и прикладного искусства, а также богатая библиотека. Всё это было собрано четырьмя поколениями Поленовых и бережно сохранялось в народном музее, для которого художник ещё в начале девяностых годов девятнадцатого века построил Большом дом на берегу Оки недалеко от Тарусы.