Сатира в годы Великой Отечественной войны - ММВЦ им. И.А.Солдатенкова
Меню

ММВЦ им. И.А.СолдатенковаМузейно-выставочный центр г. Малоярославец

+7 (48431) 3-10-58
+7 (48431) 5-38-67
Калужская область, г. Малоярославец
ул. Российских Газовиков, 13

Сатира в годы Великой Отечественной войны

Сатира в годы Великой Отечественной войны 1941- 1945 гг. играла большую роль не только в искусстве, но и в жизни страны. Она воодушевляла наших людей на фронте и в тылу, укрепляла веру в Победу.

С первых дней войны в центральной и местной печати, во фронтовых газетах, на стенах домов и в окнах больших магазинов появлялись работы художников – карикатуристов. В их восприятии враг, напавший на мирную страну, был не только жестоким и коварным, но и смешным, глупым. Авторы карикатур выставляли напоказ истинное лицо нацизма.

Над плакатами и карикатурами, выпусками «Окон» телеграфных агентств трудились художники разных поколений: те, кто стоял у истоков советского плаката «Окон РОСТА» Дмитрий Моор, Виктор Дени, Михаил Черемных, и те, чья деятельность началась в 20-е 30-е годы: Владимир Лебедев, Борис Ефимов, Кукрыниксы и многие другие. Подписи к плакатам и карикатурам сочиняли известные поэты: Самуил Маршак, Василий Лебедев – Кумач, Семен Кирсанов, Семен Гудзенко, Николай Тихонов, Степан Щипачев…

Невозможно сразу показать все богатство и разнообразие сатирической графики тех лет, поэтому Центральный музей Великой Отечественной войны планирует целую серию передвижных художественных выставок военной сатиры.

Первая выставка из этой серии знакомит с произведениями авторов, работавших в центральной печати: художников – карикатуристов Михаила Куприянова, Порфирия Крылова, Николая Соколова (Кукрыниксов), Бориса Ефимова, Дмитрия Циновского, Михаила Щеглова и поэта Самуила Маршака.

Цель выставки показать роль художников – сатириков и поэта в общей борьбе с врагом посредством их работ и передать ту художественную эстетическую ценность искусства карикатуры, которая сохранилась и до сих пор.
Художники Михаил Васильевич Куприянов , Порфирий Никитич Крылов и Николай Александрович Соколов создали творческий союз Кукрыниксы. Название этого коллективного псевдонима состоит из первых слогов фамилий: Куприянов, КРЫлов, НИКолай Соколов. Они были авторами первого плаката Великой Отечественной – «Беспощадно разгромим, уничтожим врага!», появившегося на улицах Москвы уже 23 июня 1941 года. В течение всей войны художники работали над выпусками «Окон ТАСС», рисовали для газет «Правда», «Известия» и для журнала «Крокодил». Их работы перепечатывались во фронтовых газетах, распространялись в виде листовок в партизанских отрядах. В огромной по количеству, разнообразию сюжетов и образов работе Кукрыниксов развертывается сатирическая хроника идейной и моральной борьбы с фашизмом во время отечественной войны на конкретном материале действительности. В 1945 году художники удостоились права присутствовать на Нюрнбергском процессе.

Видное место в агитационной графике этих лет занял Борис Ефимович Ефимов. Он работал в «Окнах ТАСС», в журналах «Крокодил», «Фронтовая иллюстрация», рисовал плакаты, листовки, но его лучшие достижения это газетная карикатура. Спецкор газеты «Красная звезда», он был одним из самых оперативных газетных карикатуристов. Вместе с Кукрыниксами художник присутствовал на заседаниях Международного трибунала в Нюрнберге. Борис Ефимов мастер портретного жанра. Меткие сатирические портреты гитлеровских заправил, созданные Ефимовым и повторяющиеся во многих его рисунках военных лет стали почти символами нацизма.
Михаил Михайлович Щеглов был учителем Николая Александровича Соколова, одного из Кукрыниксов. М. Щеглов создал серию «Дневник отечественной войны», отразившую пятьсот семь военных дней. На выставке можно увидеть часть этой серии.

Плодотворно работал над выпусками агитокон «Боевая сатира» Дмитрий Циновский.
Мастером сатирической поэзии военных лет был Самуил Яковлевич Маршак. В творческом союзе с Кукрыниксами были созданы произведения, ставшие классическими: плакаты «Бьемся мы здорово…», «Долг платежом красен» («Партизанский плакат»), «Окна ТАСС»: «Аттестат зверости», «Людоед- вегетарианец или две стороны одной медали», карикатура «Арапские сказки немецкого верховного командования или тысяча и одна ложь» и другие. В то же время поэтом и художниками были выпущены два сатирических сборника: «Урок истории» (1942 г.) и «Черным по белому»(1945 г.), где наряду с подписями и карикатурами, были и сатирические стихотворения. На выставке можно познакомиться с отдельными произведениями поэта той эпохи, такими, как: «Всё врут календари…», «Роммелевский марш», «Последние итоги или Дитмар в тоге», «Пятна крови»…
Выставка состоит из шести разделов.

Первый раздел рассказывает о провале безумных планов нацистов на мировое господство. Стремительное шествие гитлеровских войск, как это изображено в карикатурах Бориса Ефимова «Блицкриг по Европе», захлебнулось в нашей стране. Этому посвящены работы Б. Ефимова «Похороны под Московй», « Решающее наступление…назад!», «Криворожье в Берлине» и карикатура Кукрыниксов «Укороченные». Гитлер постоянно менял сроки окончания войны: поэт Самуил Маршак и художник Борис Ефимов по-своему откликнулись на это стихотворением «Все врут календари…» и карикатурой «Разные бывают цели». Героически сражающаяся Красная Армия срывала все сроки, и пришлось Гитлеру сыграть свой «последний концерт» как изображено Дмитрия Циновского «Гроб с музыкой».

Второй раздел посвящен разоблачению лживой пропаганды Геббельса. Самуил Маршак и Михаил Щеглов сравнили главаря германского информбюро с Шахерезадой из «Тысячи и одной ночи»: Геббельс рассказывает сказки о положении на фронте. Несмотря на неудачи, преследовавшие фашистов, Геббельское ведомство продолжало трещать о победе. Эта тема раскрывается в стихотворении С. Маршака «Арапские сказки немецкого верховного командования, или Тысяча и одна ложь», в карикатурах Кукрыниксов «Гонка лжи», «Берлинская лживотное», а также в карикатурах Михаила Щеглова «Арапские сказки германского информбюро», «Трудненько все замазывать и переделывать», «Трещотка работает».

Неудачи преследовали Гитлера и на других театрах военных действий: его солдаты и офицеры бежали из оккупированной Франции в Швейцарию, чтобы укрыться там от войны; насильно набранный для отправки на советско-германский фронт легион из Норвегии растаял на глазах. И в Африке не везло «великому завоевателю» английскими войсками разбит Роммель. Союзные войска теснили Гитлера со всех сторон. Художественное воплощение эти события получили в карикатурах: М. Щеглова «Немецкие дезертир – туристы», «Всех не переловите!», «Африканские мотивы», «Скоро будет конец гаду»; Кукрыниксов «Гитлер тонет от Объединенных наций»; Дмитрия Циновского «Утечка» и в стихотворении С. Маршака «Роммелевский марш», представленных в третьем разделе выставки.

Стремление Гитлера оттянуть конец войны отражено в четвертом разделе. После поражения под Сталинградом в Германии была объявлена тотальная мобилизация. Германский генерал Дитмар обратился к немецкому народу с древне – римским призывом «Дело дошло до триариев»! Триариями последней надеждой Гитлера оказались подростки и совсем дряхлые старики, которых отправляли на фронт, на верную гибель. Об этом говорится в стихотворении С. Маршака «Последние итоги или Дитмар в тоге» и карикатурах М. Щеглова «Приказ «О тотальной мобилизации» в Германии» и Д. Циновского «Фронт и тыл».

Пятый раздел посвящен преступлениям нацистов на оккупированных землях. «Юные Фрицы», получившие «аттестат зверости», ведомые «людоедом – вегетарианцем» Гитлером напали на СССР. Они грабили и убивали мирное население, уничтожали культурные ценности. Фашистские мародеры не брезговали ни чем, даже запачканными кровью детскими вещами. Об этом рассказывается в стихотворении С. Маршака «Пятна крови» и в работах Кукрыниксов «Юный Фриц, или Аттестат зверости», «Людоед – вегетарианец, или две стороны одной медали», «Окно брякнуло с шумом…» и М. Щеглова «Германский «искусствовед»», «Гитлеровская саранча», «Чужое добро поперек горла становится», «Будет предъявлен счет».

Шестой раздел рассказывает о расплате нацистских преступников за все их злодеяния. Здесь представлены работы Кукрыниксов, созданные в 1945 году на Нюрнбергском процессе: «Групповая зарисовка подсудимых», «Последний подчиненный», «Подсудимые Шахт и Зейс – Инкварт», «Защитники», «Последняя цифра». Кроме этих работ в раздел помещены карикатуры Б. Ефимова «Фашистская душегубка в пути. Придет день сурового возмездия», М. Щеглова «Их будут судить миллионы» и стихотворение С. Маршака «Последняя линия обороны».

Выставка «Все врут календари…» заканчивается работой Кукрыниксов «Последняя цифра». Зрителю дается возможность познакомиться с историей создания этой карикатуры.
Гитлеровцы оценили силу советской сатиры. Они внесли карикатуристов в черный список деятелей советской культуры, чтобы потом уничтожить их.

Карикатура эпохи Великой Отечественной войны, создававшаяся на высоком художественном уровне, получила широкую международную известность и признание. И до сих пор эти работы не утратили своей художественной ценности и находят отклик у зрителя.