Художник, Патриот, Малоярославчанин
«Видишь вон т«… Художник принадлежит своему времени, он живет его нравами, привычками…»
— Гегель
В этом году нашему земляку, наставнику и художнику Афанасию Ефремовичу Куликову исполнилось бы 135 лет.
Он родился 11 января 1884 года в небольшой деревушке Исаково. “Родная деревня Исаково стоит в низинке, — вспоминал художник. — На гору подымешься — из-за леса город наш Малоярославец”.
Крестьянская семья Куликовых среди односельчан была известна любовью к порядку и уважением к традициям. Глава дома Ефрем Климович и его супруга Марья Матвеевна строго следовали православным законам, исправно соблюдали посты и обряды. В случае соседской беды грамотный Ефрем читал Псалтырь по умершим.
Афанасий Ефремович Куликов прошел большой жизненный путь. С 12 лет работал учеником на ткацкой фабрике в Москве, затем в магазине купца Мясникова на Остоженке и в иконописной мастерской в Марьиной Роще. Любовь к искусству привела его в Училище живописи ваяния и зодчества. Перед ним открылась новая жизнь, появились новые желания и стремления. Его учителями были такие известные художники как А. М. Корин, В. А. Серов, А. Е. Архипов.
С 1915 года семья художника постоянно живет в Малоярославце. Это лучшие годы в творческой биографии художника. По заказу Госиздата он создает оригинальные лубки, календарные стенки, иллюстрирует детские книжки, расписывает подносы, шкатулки, лаковую миниатюру. Но, тем не менее, в истории отечественной культуры его имя связано именно с созданием школы русского послереволюционного лубка.
Что же такое лубок? Это исконно национальный вид народного изобразительного творчества. Он так же органичен в русской избе, как ковер в мусульманском доме или изделия из моржовой кости в чуме северных народов. Своим названием лубок обязан обычной липовой (лубочной) доске, с которой он печатался.
Куликов был настоящим русским художником с хорошим вкусом. Его лубки красивы, просты, лаконичны, доходчивы. Конечно он занялся лубком не потому, что хотел сказать что-то новое в технике этой графики. А потому, что надо было кормить большую семью. Семеро детей мал мала меньше да племянники, постоянно жившие в построенном им доме.
В довоенные годы совместно с художниками знаменитой студии М. Б. Грекова он работает над диорамой «Бой у Чонгарского моста» — частью панорамы «Штурм Перекопа». Немногие знают, что А.Е. Куликов оформлял павильон «Москва» на Всесоюзной выставке народного хозяйства.
Тяжелым испытанием для семьи Куликовых стала Великая Отечественная война. Боль и переживание художника отражает картина «Город занят немцами», которую приобрела Третьяковская галерея для Всесоюзной выставки художников.
После войны А.Е. Куликов много работает в жанре исторической живописи – известна его станковая картина «Александр Невский», написанная в 1949году. Художник исполняет большой графический цикл на темы русского фольклора, а в 1947 году работает над восстановлением росписи Елоховского собора.
Скончался Афанасий Ефремович в 1949 году в нашем родном городе.
Прошло время, имя Афанасия Куликова все реже появлялось на страницах искусствоведческих и популярных изданий, и очень вероятно, что спустя какое-то время многие его работы украсила бы горькая, словно лапидарная кладбищенская строка, аббревиатура: “НХ” — неизвестный художник. Но судьба распорядилась иначе… Вспомнили о художнике в конце 70-х годов, когда вдруг вернулась мода на русский лубок советской революционной тематики. Когда теоретикам искусства на какое-то время понадобились иллюстрации и подтверждения к известной формуле: «Искусство должно быть народным, национальным по форме и социалистическим по содержанию». Тогда прошли выставки, низвергся и затих водопад хвалебных статей, подгоняющих творчество художника под стандарты «социалистического реализма». Писали все. Даже орган ЦК КПСС газета «Правда». Ее похвала для того времени была высшим признанием.
Практически все авторы варьировали одну и ту же тему. «…В синтезе классических и народных традиций, переработанных художническим талантом, и берет свое начало русский советский лубок, возрожденный к новой жизни Афанасием Куликовым…» Можно прекрасно понимать всю идеологическую обусловленность и официозную заданность этой оценки, но тем не менее, какая-то правда во всем этом есть. Избитый штамп «вышел из народа» художнику Куликову просто не подходит. Он никуда из народа не выходил. Как родился, так до смерти своей жил и творил в народе, среди земляков своего любимого провинциального Малоярославца. Народное искусство от лубочной детской картинки, вышивки на полотенце или старинной иконы – та среда, в которой он прожил свою жизнь. Таким образом, истинная правда – традиции народного русского искусства были ему прекрасно известны и, я бы добавил, им любимы. Правда и то, что он очень серьезно и скрупулезно изучал наследие великих старых мастеров, художников классической реалистической традиции.
Афанасий Куликов был и остается самым знаменитым творцом в истории нашего города. Он был настоящим русским художником. Его вклад в великое русское искусство был оценен через много лет после того, как умер.
Творчество А. Куликова было многогранно. Призванием была живопись. Пейзаж, портрет, натюрморт, тщательная, дотошная работа над классической жанровой картиной на любимые темы истории России. Малоярославчане с полной уверенностью могут гордиться по настоящему неповторимым человеком — художником, который жил на нашей земле.
Богдан Медов
Заведующий экспозиционно – выставочным отделом
МБУ «ММВЦ им. И. А. Солдатенкова»
Публикации: 1. https://malkrai.ru/news/4940-hudozhnik-patriot-malojaroslavchanin.html
2. http://maloyaroslavec.bezformata.com/listnews/hudozhnik-patriot-maloyaroslavchanin/72319081/